Возложение на работников обязанностей по противодействию коррупции
Положения о противодействии коррупции могут включаться в трудовые договоры с работниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации (таблица 1 п. 1 разд. IV Методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом России 08.11.2013).
Основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является ст. 57 ТК РФ. По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Соответственно, в трудовом договоре также возможно закрепить обязанность работника в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов. Указанную обязанность целесообразно закрепить в Положении о конфликте интересов.
Положение о конфликте интересов – это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности (п. 4.2 разд. IV Методических рекомендаций).
Процедура раскрытия конфликта интересов утверждается локальным нормативным актом и доводится до сведения всех работников организации. В организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе путем ежегодного заполнения рядом работников декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых должно распространяться требование заполнения декларации конфликта интересов, следует определять собственнику или руководителю организации (п. 4.2 разд. IV Методических рекомендаций).